Воображение важнее знания

Воображение важнее знания. Знание ограничено. Воображение охватывает весь мир. (с)

Так в свое время сказал Альберт Эйнштейн. А теперь подумайте, верите ли вы в это сейчас? Все-таки привычнее убеждать себя в том, что наш мир подчинен точным математическим расчетам (чего стоят одни только компьютерные разработки нашего века) и все успешные люди — рационализаторы, которые с одинаковым успехом просчитывают свои действия  и самодовольно вычисляют прибыль, так что места «бесполезному витанию в облаках» в их ежедневнике нет. А что, если вы заблуждаетесь на этот счет? Без богатого и развитого воображения свои звездные часы в науке и искусстве пропустили бы все одаренные люди, так что не дайте себе возможности совершить эту ошибку. 

А помните ли вы в слогане одной из самых успешных компаний нашего времени фразу «Think Different» («Думай иначе»), которая так и норовит стать синонимичной нашему «включи воображение»? Да, Стив Джобс явно не прогадал — эта рекламная кампания стала одной из самых влиятельных в корпоративной истории. Вот что он сам говорил в ее преддверии:   «Я думаю, что люди, покупающие их [компьютеры Apple], действительно мыслят иначе. Это творческие натуры. Эти люди не просто хотят сделать свою работу — они полны решимости изменить мир.»

Ну что, убедились, что и сильные мира сего отдавали дань творческим людям, их способностям менять мир и, соответственно, воображению, как непосредственной составляющей? То-то и оно. Наука даже и не догадывается, скольким она обязана воображению. Но что есть это воображение для нас с вами и зачем оно вообще нужно? Во-первых, чтобы контролировать свои мысли. Бывало ли такое, что вам просто необходимо забыть о чем-либо, но отмахнуться от надоедливых воспоминаний не получается, сколько ни старайся? Именно воображение в такой ситуации поможет перенестись на пустой пляж, где вы будете слушать тихий плеск волн, потягивать любимый коктейль и ничто не будет вам досаждать. А во-вторых, если отнестись серьезно, воображение помогает достраивать причинно-следственные связи, а также находить аналогии в двух, на первый взгляд, разных ситуациях, так что любые умозаключения сильно бы потеряли в весе, не используй мы фантазию.

В общем, с необходимостью «думать иначе» разобрались. Но как узнать, развито ли и на что способно лично ваше воображение?   Давайте проведем небольшой эксперимент. Вас приводят в комнату со столом. На столе лежат три предмета: коробочка с кнопками, книжечка со спичками и восковая свечка. У вас есть неограниченное количество времени на одну-единственную задачу: сделать так, чтобы свечка была прикреплена к стене и горела. Как вы будете это делать?

Этот эксперимент был проведен гештальтпсихологом Карлом Дункером и показал, что 75% участников эксперимента выбирали один из двух способов:

1. Попытаться просто прикнопить свечку к стене. Однако сразу становилось ясно, что сделать это невозможно.

2. Зажечь свечку и пробовать приклеить ее к стене на воск, не притрагиваясь к коробочке с кнопками. Но свечка была слишком тяжелой, чтобы удерживаться на воске.

Правильный ответ: высыпать кнопки из коробочки, прикнопить ее к стене, а в коробочку поставить свечку и зажечь. Ну а потом попытаться исчезнуть из комнаты до того, как свечка догорит, коробочка вспыхнет и начнется пожар.

Ну как, справились с тестом? Я дала ответ, отличный от всех трех: воткнуть спички по бокам в свечку и прикнопить спички к стене, потом зажечь свечку. Куда мне теперь: в Apple или в желтый дом — покажет время, но, раз до правильного решения я не додумалась, значит, тренировать воображение мне все-таки надо. А вам? Да, кстати, вопреки всеобщему мнению о том, что воображение либо есть, либо нет, его можно и нужно тренировать, как мышцу.

Начините с малого: развивайте правое полушарие хотя бы тогда, когда чистим зубы левой рукой. Вообще, старайтесь делать как можно больше непривычного: держать ложку в другой руке, изменить повседневный маршрут прогулки, приготовить на завтрак новое блюдо и тд.

Дальше — больше. По пути на работу пробуйте применять технику образ+действие: берите первый попавшийся предмет (светофор) и любое действие (капать) и начинайте совмещать. Например, светофор сломался из-за дождя, представляйте, что стало с потоками машин на дороге, как несчастные пешеходы перебегают дорогу гуськом, словно они внезапно попали во Вьетнам и пытаются местных водил заставить соблюдать правила дорожного движения. Или наоборот, все участники движения сконцентрированы только на дороге, понимают и предугадывают маневры друг друга и, соответственно, вежливо пропускают, как на перекрестке в Эфиопии, признанном самым опасным в мире.

В общем, продумывайте все до мельчайших подробностей, рассматривайте ситуацию с разных углов, находите более трех применений образу и действию. Если сложно, пробуйте комбинировать части разных слов (телевизор+тумбочка = телебочка) и фантазируйте, как это выглядит, для чего используется, какими словами это охарактеризует консультант в магазине, а какими — грузчик, который разгружает очередную партию этого товара. В общем, тренировки, тренировки и еще раз тренировки — тогда креативность не заставит себя долго ждать!

Do it today: измените привычный маршрут от работы до дома и по дороге применяйте технику образ+действие


Опубликовано в Мастер-классы
Комментарии:

Подпишитесь на наши статьи