Ваша продуктивность значительно падает, когда вокруг вас ваши коллеги ведут переговоры по телефону, обсуждают рабочие вопросы, пьют кофе или едят яблоки? Все время хочется «поставить AFK» и сбежать куда-нибудь подальше и побыстрее? Вам кажется, что пресловутый опенспейс убивает ваше время и силы?
Большинство сотрудников крупных компаний вынуждены жить «в постоянном общежитии». Да-да, именно жить, на рабочем месте мы проводим по крайней мере треть суток, а на самом деле — даже больше. Опенспейс становится образом жизни и мышления. Хорошо это или плохо, и как с этим справиться?
Типичный служащий
Большинство из нас загнаны в жесткие рабочие рамки и распорядок. Конечно, фриланс или работа «по удаленке» частично решают проблему рабочего общежития, но таким счастьем обладают далеко не все. Типичная ситуация выглядит так: ваш офис – это единое огромное пространство или комната, заставленная столами, которые, в лучшем случае, отделены друг от друга перегородками – коробками. Бывает и так, что от коллег вас не отделяет ничего кроме монитора вашего рабочего компьютера. О звуковой изоляции речь не идет в принципе. Ну и наконец, у вас практически всегда кто-то есть за спиной. Статистика говорит о том, что совсем невыносимо себя чувствует в опенспейсе каждый 10 работник. Есть и те, кому наоборот приятно быть все время на виду. Как правило, к сожалению, постоянная работа в окружении коллег без четко определенного личного пространства все-таки приводит к эмоциональному выгоранию.
Все не так плохо, как кажется
Опенспейсы, конечно, способствуют развитию стрессовых состояний у большинства работников, но есть у них и свои преимущества. Социологи отмечают, что, работая в опенспейсе, работнику легче чувствовать так называемую «силу коллектива» и «командный дух». Особенно актуально это становится в том случае, если вы работаете рядом с членами вашей проектной команды или рабочей группы. Еще один плюс опенспейса: он так или иначе сближает людей, сотрудники в таких офисах быстрее переходят на «ты» и общаются более доверительно. Кроме того, существует мнение о том, что «прозрачный офис делает прозрачными и отношения людей». В коллективе формируются горизонтальные связи, рабочие вопросы решаются объективно, а не за счет влияния определенной личности на ход процесса. Получается, что даже ненавистный опенспейс имеет положительные черты.
Как выжить в рабочих джунглях?
Как бы мы ни относились к опенспейсу – это повседневный образ жизни большинства из нас, поэтому стоит задуматься о том, как приспособиться и повысить свою эффективность в сложившихся обстоятельствах. Вариант со сменой вида деятельности и распорядка дня сегодня мы не рассматриваем, зато приведем несколько полезных советов для тех, кто уже больше не может терпеть этот «ненавистный муравейник».
1
Подумайте, что именно раздражает вас больше всего: шум, отсутствие личного пространства, запах еды, вечная духота или наоборот слишком сильно работающий кондиционер. Сформулируйте эти «стопперы» для себя – врага надо знать в лицо. Сформулировав раздражители, объективно оцените: на какие из них вы сможете повлиять, а на какие – нет.
2
Шум – спутник почти всех опенспейсов. Самый простой выход – включите музыку и попробуйте сконцентрироваться именно на текущих задачах. Потратьте полчаса и подберите для себя плейлист с рабочим настроением. Может быть, это будут даже звуки природы. Обзаведитесь по-настоящему удобными наушниками с таким качеством звука, которое нравится именно вам. Конечно, музыка в наушниках не сделает мир вокруг вас тише, но это хотя бы сделает шум более приятным.
3
Отсутствие личного пространства — проблема более серьезная. Притащить с собой в офис щиты и загородиться от внешнего мира – к сожалению, не вариант для большинства компаний. Здесь можно проделать такой трюк: представьте, как вы мысленно возводите вокруг своего рабочего места стену-перегородку. Представьте себе, из чего вы ее строите и какой она высоты. Звучит немного странно, но такая уловка помогает вам отделить свое пространство от коллег, работающих рядом.
4
Не забывайте о переключаемости: найдите 10 минут раз в пару часов на перерыв. Это не потеря времени, а наоборот ступенька к тому, чтобы сделать следующие несколько часов более продуктивными.
5
Если есть возможность, привнесите что-нибудь свое, особенное в ваше, казалось бы, безликое рабочее место: любимую чашку, карандашницу, органайзер, коврик для мыши. Такие мелочи незаметно для вас поднимут вам настроение.
Do it today: попробуй полюбить свое рабочее место!